Программа "Восточное партнерство" – под большим вопросом. После замораживания Арменией и Украиной плана по вступлению в ЕС в качестве ассоциированных членов Брюссель заметно нервничает по поводу дальнейшей судьбы своего амбициозного геополитического проекта. Европейские стратеги сосредоточили свои усилия на Грузии и Молдавии в надежде "приобщить" их к Европе без права голоса и каких бы то ни было очевидных выгод.
По прогнозам экспертов, шансы на это не стопроцентныеВ Брюсселе всерьез опасаются, что Тбилиси и Кишинев, недавно парафировавшие соглашение об ассоциации с ЕС, могут приостановить дальнейшее движение в Европу. Хотя, к примеру, президент Грузии Георгий Маргвелашвили заверяет в неизменности намерений и дальше сближаться со Старым Светом. Европейцы же, словно убеждая самих себя, говорят о том, что этому может помешать Москва. Дескать, вот только кончится Олимпиада, и Россия вплотную займется Грузией, чтобы её в Европу "не пускать". В качестве примера приводятся Армения и Украина, которые якобы под давлением российской стороны приняли неудобное для ЕС решение. Пока утверждения Тбилиси об отсутствии со стороны Москвы соответствующих рычагов впечатления не производят. Уже летом в Брюсселе состоится конференция, на которой еврочиновники призовут бизнес активнее вкладываться в Грузию.
Читайте также: "Восточное партнерство": жизнь после провала
Что же означает очередная активизация программы "Восточное партнерство"? Прежде всего надо понять, что она из себя представляет. Вот что по этому поводу говорит политолог Александр Гусев:
"Безусловная цель этого проекта – оторвать страны бывшего СССР, а ныне суверенные государства, от Российской Федерации. Вполне логичный вопрос: почему в этой программе не представлена Россия? Еврокомиссары говорят, что такое предложение было, но она отказалась. На самом деле это выглядит смешно, поскольку никто России ничего конкретного не предлагал. Идеологи "Восточного партнерства" видели и сейчас видят основной задачей вбить клин в отношения между Россией и странами, которых она хочет видеть в рамках евразийских интеграционных процессов".
Понятно, что после истории с Украиной и Арменией на кону стоят в целом перспективы расширения западного влияния на восточном направлении. А если учесть, что инициаторами программы были Польша и Швеция, у которых к России исторические "счёты", становится ясно, что провал "Восточного партнерства" прежде всего "ударит" по ним. Ну и не только. Он подорвет репутацию всего западноевропейского истеблишмента, который в России видит основную угрозу для Европы: геополитическую, экономическую и религиозно-культурную. И ставит целью создать у границ российского государства некую зону отчуждения. У европейских стратегов на постсоветском пространстве есть и другие интересы: дешевые трудовые ресурсы, новые рынки сбыта, минеральное сырье и управляемые элиты с антироссийским трендом. И весь этот комплекс сугубо эгоистических намерений сейчас поставлен под сомнение.
На чисто геополитическую сторону вопроса предлагает взглянуть эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
"Расширение Европы – это императив для нее. Основа нынешнего мира в экономическом и политическом измерении перемещается из ЕС в Юго-Восточную Азию. И, если европейские страны не будут проводить общую политику, они рискуют выпасть из зоны, где принимают самые важные на планете решения. Потому ЕС и пытается расширить свое влияние. А, не имея реальной возможности для интеграции восточноевропейских стран и государств СНГ, он пытается создать им некий искусственный статус, который их привяжет к ЕС, причем без четких гарантий вступления в него и права голоса".
На недавнем саммите Россия-ЕС главы Евросовета и Еврокомиссии Херман ван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу активно уверяли Владимира Путина, что "Восточное партнерство" никоим образом не противоречит интересам России и Таможенного союза. Нельзя сказать, что российский лидер с ними безоговорочно согласился. Поэтому попытки в пику Москве "втащить" Молдавию и Грузию в некой усеченной, неполноценной форме в ЕС вряд ли остановятся. Но здесь могут возникнуть проблемы. Далеко не все население этих стран согласно с подобной перспективой. Так что Тбилиси и Кишиневу нужно поискать какие-то особые, неопровержимые, аргументы.